Приветствуем, геймер! Ты можешь или
16+
Vault_boy_playing_card_by_edrayton-d

Плюсатор Textoplet 64

125

Шестое чувство — необычное управление в играх

Нередко мы выбираем книгу, фильм или игру ради получения новых впечатлений и нового опыта. Безусловно каждое произведение может отметиться собственной историей, не слишком банальной и хорошо преподнесенной. Может иметь место переосмысление жанровых устоев,что порой рождает новое направление и новый жанр (или хотя бы поджанр). Но большей частью всё это - художественные приёмы, творческая работа и достойны отдельного разбора.

А что же технический прогресс? Наращивается число полигонов на модель и виртуальный мир, текстуры вовсю пользуются приемами оптических иллюзий, иногда пробуют другие изобразительные средства: технология вокселей или же другой пример - на заре 3dfx survival horror Ecstatica был исполнен не на полигонах, а эллипсоидах. Появилась симуляция физики, но и её теперь используют для спецэффектов.

К чему я веду - изощренных способов подавать игроку виртуальный мир уже хватает и многие серии или единожды вышедшие проекты широко известны благодаря своему сюжету или стилистике. Я же решил поискать и повспоминать те игры, которые удивляли управлением, игрок ещё должен был приноровиться к правилам нового виртуального мира. Думаю такой опыт тоже яркий, но более личный.

Разделить выбранные игры решил не столько по местам, сколько по категориям, отражающим немного признаки классификации. То, что отобрано ниже не претендует на охват всей темы, но надеюсь будет приятно вспомнить о некоторых необычных играх, и этот пост всколыхнет воспоминания других игроков и сообща, делясь личным опытом, составим хороший список оригинальных проектов.

Всесильный курсор

Серии Black & White и Dungeon keeper - в обоих проектах мы имеем дело с курсором в виде руки, с помощью которого можно много чего делать.

В "Хранителе подземелий" рука помогала перетаскивать за шкирку своих подопечных прямо в требующее обороны место. Также рука служила проводником для творимых заклинаний. По сути это всё - остальные прелести Dungeon keeper'a также отличные, но к мышке не относятся, но также делают эту игру уникальной. Например возможность вселиться в своего подданного, и у каждого своё особое зрение и способности, на время превращающие игру в экшен от первого лица.

Шестое чувство
Лучшие игровые рейтинги, топы игр - Шестое чувствоШестое чувство

Дальше в Black & White идея была доведена до больших возможностей и за счёт физического движка. Так как творить чудеса мы можем только на подконтрольной нам территории, зажатый в руке шар огня или камень размахом успешно отправлялись в полёт до намеченной цели. Сами чудеса - заклинания - творятся не нажатием определенной горячей клавиши, а начертанием их символа. И облик курсора-длани менялся в зависимости от нашего характера (это у Питера Молине любимая фишка, да).

Надо ли напоминать, что ещё у нас был тамагочиподобный любимец, что называется - наша десница , которого ещё нужно научить чему-то полезному. Плавными движениями мыши мы гладим зверя в знак поощрения его поступков, а резкими рывками - шлепаем или вовсе избиваем за недопустимые действия. Так, буквально выбивая дурь (а какого рода эта дурь мы сами решим), мы приведем Существо к модели поведения, например, хозяйственного помощника, который поливает огороды и леса дождями, способствуя повышению наших ресурсов, ходит в гости в чужие поселения и развлекает толпу, склоняя её симпатии на нашу сторону. Или образ воинственного зверя, который будет запугивать чужие поселения, а во второй части вести нашу армию и топтать солдат противника. Впрочем, Существо уже другая особенность Black & White, но неотрывная от всего проекта.

Шестое чувство
Лучшие игровые рейтинги, топы игр - Шестое чувствоШестое чувство

В заключение темы курсоров-рук упомяну The Sims =) Всё просто - я всегда любил таскать за шиворот симов и в режиме покупки помогать им мусор выкидывать. В общем наслаждался виртуальными куклами на всю катушку. Хотя для меня сила симсов не в курсоре-руке, а в редакторе симов и домов: каждый раз интереснее начать новую симо-жизнь, чем возиться с виртуальной династией.

Hammerfight. Вот и игра с родных просторов. Кроме любопытного сеттинга игра также предлагает управление мышью вкупе с физическим движком, что создаёт чувство ритма, ощущение игрового аппаратика. Подвешенным к аппарату оружием со временем научишься метко попадать в слабые места противников и грамотно рассчитывать, выверять движение мышью для достижения нужного приёма. Чувство некоторого баланса и маятника довольно интересно, впрочем на вооружении можно взять и более привычные вещи, стрелковые виды оружия - правда не они правят бал в мире игры.

Шестое чувство
Лучшие игровые рейтинги, топы игр - Шестое чувствоШестое чувство
Шестое чувство
Лучшие игровые рейтинги, топы игр - Шестое чувствоШестое чувство

Die by the Sword. Красивых перестрелок в играх хватает, а вот с рукопашными схватками не всё так здорово. Особенно если игрок придирчив, и ему надо не просто махания рукой с зажатым мечом, а нужно, чтобы учитывалось множество факторов и преподносилось искусство фехтования как полагается. Управление в Die by the sword позволяло игроку независимо управлять движениями героя и его меча; бегать, прыгать, и одновременно управлять одной рукой, нанося колющие и режущие удары, а также отбивать удары противника. Точно рассчитанным и сильным - сила немаловажный параметр в боевой системе игры - ударом можно было отсекать у врага руки, ноги, головы долой! Хотя больших амбиций у игры не было - простой сюжет, вполне привычный по штампам фэнтези-мир - проработанная боевая система потребовала непростого управления. И контролировать независимые друг от друга руку с мечом и маневры воина может быть неудобно, но тут скорее виновата привычка к WASD-управлению и рассматривание воина-человека, как только подходишь к делу с позиции танка: вот это башня, она может крутиться как угодно, а я тем временем буду рулить ногами в нужную сторону - дело тогда пошло на поправку. Внимание постепенно рассредотачивается и контролируется уже не только движение бойца, но и сам бой.

Rag-doll kung fu и Toribash. Файтинги мы обычно связываем с образом геймпада в руках. На худой конец - клавиатура. Но вот появилась симуляция физики и стандартная для многих проектов рэг-долл кукла. Кукла имеет ключевые точки, суставы. Значит одной только мышью можно воздействовать на куклу так, чтобы активировать те или иные суставы и наносить удары. Это подход Toribash'a
Правда управиться в реальном времени высокой динамики драк было бы сложно, и файтинг скрестили с шахматами. Каждый раунд длится определенное время и поделен на паузы, во время которых мы раздаём команды суставам куклы. Затем смотрим на развитие событий до следующей паузы и повторяем. А после нам станут показывать весь раунд красочной - ну или нелепой - анимации дерущихся/барахтающихся кукол. Справедливости ради замечу, что с клавиатурой сподручней - проще и быстрее успеть во время паузы нужные суставы прокликать, включить режим захвата руками и тому подобные вещи. Но ведущая первая скрипка здесь всё равно мышка.

Шестое чувство
Лучшие игровые рейтинги, топы игр - Шестое чувствоШестое чувство

Rag-doll kung fu - проект созданный ради веселья и для веселья в свободное от основной работы время разработчиками из Lionhead Studios. Кроме пародий на азиатские фильмы про кунг-фу и драки (а также песен, песен! и кривляний на камеру), пестрит юмором в самом игровом процессе. Драки проходят уже в реальном времени, но особой сноровки не потребуют - мы просто тянем и таскаем куклы, чтобы они ходили или били захваченной мышью частью тела. Растягиваем вектор-стрелку, которая изображает направление и силу удара, отпускаем кнопку и кукла, как резинка в рогатке, срывается с места. Предварительного обучающего режима хватит сполна. Двухмерность игры способствует её простому освоению.






Ориентирование на местности

Визуальное исполнение игры может не только служить мерилом пресловутого "графона", мастерства художников, в общем быть чем-то лежащим на поверхности. При должной выдумке графику можно сделать частью механики игровых правил.

Шестое чувство
Лучшие игровые рейтинги, топы игр - Шестое чувствоШестое чувство

В Devil's Tuning Fork действие происходит в сплошной тьме, очертания объектов видим только благодаря звуковым колебаниям от переносимого героем камертона. Цель - собирать плюшевые игрушки, которые зовут нас из тьмы. Камертон помогает ориентироваться по эху, идущему от окружающих предметов. С помощью волн, испускаемых камертоном, мы не только исследуем окружающий мир, ищем ловушки и какие-либо препятствия, но и звоним в колокольчики и бьем в гонги - здешние средства управления дверями, лифтами.

Это не пустота - это скриншот из Blind Survivor

Но Blind Survivor идёт ещё дальше, полностью лишая даже схематичной картинки. Ведь по сюжету это игра про слепого в зомби-апокалипсисе. Пожалуй это исключительный пример проекта где графика не вызовет споров, и который - непривычно для видеоигр - не использует наше зрение. Что-то ещё добавить сложно. В помощь "ослепшему" игроку дают сонар, так что почувствуйте себя летучей мышью, определяя по его сигналам есть ли впереди препятствие. Но будет уровень в шахте, где сонар не работает. Ориентироваться придётся на звуки дождя.

Antichamber. Это сложно описать, это надо увидеть и в это надо окунуться. Так же, как трудно рассказывать про бутылку Клейна или лист Мёбиуса (последний ещё хотя бы можно самому сделать и проникнуться духом замысловатостей пространства).

При этом необычные метаморфозы окружения вступают с игроком в интересный диалог посредством разных подсказок и приколов от разработчиков. Часть из них довольно оригинально используется в головоломках, даря интересный опыт от решения задачки (когда надо не столько соединить кусочки мозаики, сколько истолковать послание от разработчиков и применить его для продвижения дальше сквозь очередной парадокс пространства).

Шестое чувство
Лучшие игровые рейтинги, топы игр - Шестое чувствоШестое чувство
Вот так нам и подсказывают






Глаза боятся, а руки делают

Перво-наперво нельзя не упомянуть законодателя моды на кубизм и повсеместный крафтинг - Minecraft. Наверное, все вдосталь наслышаны об этом проекте, он очень удачно вписывается в заголовок следующей условно мной выделенной категории игр (впрочем понятие будет немного расширено ещё). Главное это то, что мир вокруг - откликается на наши действия и мы активно можем созидать или разрушать. А ещё одним достижением игры для меня стала атмосферность режима выживания: очутиться в незнакомом месте, начать исследовать окрестности и своими руками вырыть землянку, свалить пару деревьев и из древесины доски получить, а потом верстак и палки - и пойдёт-поедет длинная цепь рецептов и создания разного-всякого добра и скарба. Да и домик себе интересно строить.

Шестое чувство
Лучшие игровые рейтинги, топы игр - Шестое чувствоШестое чувство

Но с окружающим миром взаимодействовать можно не только в игре Маркуса Персона. От первого лица известна серия Penumbra, которая вначале и демонстрировала в небольшой демо-версии экспериментальный концепт управления мышкой с объектами в некоторой комнате. Как можно было выдвигать ящики и открывать шкафчики, причем через усилие движения мышью почти что ощущался вес и материальность виртуальных объектов. В дальнейшем на этом интерактивном управлении и выросла большая часть обаяния игры.

Шестое чувство
Лучшие игровые рейтинги, топы игр - Шестое чувствоШестое чувство

Ещё раньше я уже писал про революционный для 90-х Jurassic Park: Trespasser (Динозавр от мира игр) - интерактивное приложение ко второму фильму "Парк Юрского периода". Там была не только героиня, чьё тело хорошо ощущалось (за 10 лет до Фэйт из Mirror's Edge), но и её милая ручка, с помощью которой мы по-всякому взаимодействовали с окружением. Вплоть до того, что чтобы стрелять надо сперва взять оружие в руку, потом навести его на цель так, чтобы совпала с мушкой прицела - и затем стрелять. Правда перезарядки не было - как только пустел магазин, оружие можно было выбрасывать. И это не говоря уже о графике вполне на уровне тех лет, причем радующей открытыми просторами в эпоху коридорных шутеров. И все остальные объекты мы поднимали, таскали, залезали на ящики, отмахивались от рапторов битой. Словом - выживали как могли. К сожалению разработчиков торопили, игру плохо вылизали и не отладили как следует, так что она стала амбициозным памятником впечатляющих концепций, опередивших своё время.

Шестое чувство
Лучшие игровые рейтинги, топы игр - Шестое чувствоШестое чувство






Сам себе режиссер

Мы не можем здесь прямо ткнуть кому-то по цели, чтобы он шел добывать ресурс или убегал от противника. Зачастую мы вообще не можем как-то повлиять на происходящее. Часто это игры жанра стратегий. Упомянутые выше Black & White и Dungeon keeper относятся и к данной категории, но всё же там мы многое могли делать с помощью нашей руки, хотя бы схватить толпу гоблинов из курятника и бросить защищать коридор от рыцарей и гномов. А вот в Majesty: The Fantasy Kingdom Sim так не выкрутишься. Одним из рецептов успеха будет организация нужных гильдий, наём подходящих героев и их обеспечение возможностью покупать снаряжение. А далее только следить, чтобы они набрали много опыта, заматерели и могли бы о себе позаботиться, авось и не допустят распутства монстров и копошения бестий из логовищ. В крайнем случае срочно выделяем награду за голову вон того тролля, который уже наш замок лупит дубиной и надеемся, что охотники за наградой справятся. Вторая часть неплохо развила идеи и поддержала традиции, а по сути - всё то же самое.

Шестое чувство
Лучшие игровые рейтинги, топы игр - Шестое чувствоШестое чувство

Шестое чувство
Лучшие игровые рейтинги, топы игр - Шестое чувствоШестое чувство

Известные ныне по виртуальным бандитским разборкам и скандалам с чиновниками Rockstar начинали (тогда известны были как DMA Design Limited) когда-то с благой целью - спасения леммингов! В их Lemmings необычность - мы только назначаем роль одному из оравы леммингов и затем постепенно устраиваем такими отобранными на важную миссию особями дорогу к следующему порталу. Стараемся при этом, чтобы до него дошло как можно больше леммингов, не меньше определенного условиями геймовера числа. А погибнуть им есть от чего... банально из упрямства не остановятся перед обрывом и будут все как один падать вниз. Вот тогда перед обрывом успеваем остановить одного и дать ему задачу махать руками прочь своим сородичам. Теперь они на 180 градусов разворачиваются, а портал внизу. Другому даём команду копать, траектория получилась кривая, и ищем кого ещё взять... взрываем его, получаем отверстие, которое как раз помогает исправить кривой туннель и остальные лемминги маршируют в портал. Позднее будет игра в 3D, что позволит немного разнообразить решаемые задачки. Ведь есть удачные идеи, которые кардинально менять ни к чему.

Шестое чувство
Лучшие игровые рейтинги, топы игр - Шестое чувствоШестое чувство
С добрым утром... наверное

eXpirience 112 - почти классический point'n'click квест. Игрок подключается к серверам системы безопасности некоего корабля, плавучей научно-исследовательской лаборатории, затерявшейся в океане. Выступать предстоит не участником событий игры, а наблюдателем, своего рода диспетчером: направлять действия единственного выжившего члена экипажа корабля, доктора Леа Никольс. Всю игру мы можем видеть Никольс через камеры наблюдения, но прямо ей не управляем, только открываем двери, воздействуем на часть систем корабля, собираем вместе с ней информацию, решаем задачи. В ходе исследования корабля будут обнаружены останки её бывших коллег и упоминания о проекте под кодовым номером «112». Кроме того Николь ведёт себя весьма правдоподобно: сперва не доверяет игроку, неохотно делится с ним информацией, пока мы не играем считает время и затем сообщает нам, сколько времени она сидела и без нас скучала. Ещё бы чуть-чуть - и был бы интерактивный чат-бот =). В конечном счёте перед нами уникальная игра от второго лица.

Шестое чувство
Лучшие игровые рейтинги, топы игр - Шестое чувствоШестое чувство

COLOBOT - трехмерная RTS с непрямым управлением. В основе имеет предварительный этап - пишем роботам программы, тестируем, и затем смотрим, насколько успешно подопечные выполнят задание. О чем сюжет игры? Колонизация просторов вселенной. Отдельно стоит отметить и пользу проекта - язык программирования игры схож с "Си" и Java, так что набив руку в игровых компиляторах и почувствовав в этом занятии что-то для себя близкое, можно переходить к настоящим языкам программирования. Но разумеется такой метод обучения больше как подсластить пилюлю и скрасить процесс, чем полноценная замена традиционных уроков и занятий... но я отвлёкся. По похожему пути сейчас работает Маркус Персон со своей новой игрой, в которой тоже планируется игровой язык программирования - будем ждать.

Кроме COLOBOT можно упомянуть и стратегию Project NERO (Neuro Evolving Robotic Operatives) - работу студентов с использованием технологии искусственных нейронных сетей (кратко говоря такая сеть представляет множество слоев связанных элементов, которые перестраиваются для решения задачи и приспосабливаются к похожим задачам - то есть имеется возможность самообучения, когда-то писал в Искусственный интеллект ). В Project NERO нам также отводится роль командира и тренера боевых роботов. Одна из фишек достигаемых за счёт обучаемости в том, что если роботы натренируются в условиях изображающих город (строгий порядок "домов", улиц, кварталов), то они не смогут справиться в лесу против армии, тренированной в таких условиях. Так игровой процесс делится на две основные части: это, собственно, отбор команды для обучения её некой тактической доктрине и непосредственно сражения с вражеской группой, обученной вашим другом.






Отдельная номинация - необычная концепция

В завершение небольшая выборка (а выбирать было из чего) также в чем-то необычных по механике или управлению проектов, но задействуют они иные приёмы и средства.

K-D Lab в 90-е очень порадовали Вангерами, проект ещё до Космических рейнджеров отличился живым и необычным миром, в котором игрок совсем не центр происходящего. Более того - пытаясь разобраться в мире игры мы будем часто нарываться на обман и дезинформацию. В игре был использован движок на основе вокселей, благодаря чему там был не только рельеф местности, но и изменяемое окружение. Из моих слов выше не видно, правда, необычности механики игры. Советую целиком прочитать хороший рассказ об этом проекте Spiralling и лично с ним ознакомиться. Кратко изложу сказанное там - выше перечисленные игры можно было бы изобразить в виде книг или кино. А вот Вангеры - не получится. Это квинтэссенция игры как искусства, произведение, которое в полной мере раскрывает себя и воздействует на человека как игра, используя свои изобразительные средства (включая геймплей). Изобразить Вангеры иначе почти то же самое, как в кино показывать книгу, которой переворачивают страницы - вы познакомитесь с чем-то, но не в полной мере.

Музыка также особое место занимает.

Шестое чувство
Лучшие игровые рейтинги, топы игр - Шестое чувствоШестое чувство

Периметр: Геометрия Войны. Следующая игра К-Д ЛАБ продолжила раскрывать нам запутанный и непривычный мир Психосферы. Периметр по факту стратегия в реальном времени, но сильно отличается от привычных нам с обведением солдат в отряд рамочкой мышью. Особый упор там был сделан на терраформирование, ставшее важной частью игры и её знаковой фишкой. Кроме обычных врагов приходится противостоять ещё и местной "стихии" - Скверне. Скверна порой вызывает обрушение грунта, что называется выбивает почву из-под ног, а также из этой субстанции лезут порождения, всякие монстры, которые создают дополнительные проблемы. И Периметр и Вангеры в чем-то знакомые по общему виду со стороны игры (RTS, top-down race), но в глубине их кода скрыто больше секретов и концепций, чем в обычной стратегии или аркадной гонке.

Ещё одна отечественная игра, которая меня очень удивила - Тургор. Более всего впечатлила идея местного ресурса - Цвета, который используется буквально для всего: для передвижения по Промежутку, сражения с там живущими и для общения с ними, и - замыкая круг - для добычи самого Цвета. Игра-притча! Настраивает на философский лад, как говорят "Помогая другим, помогаешь себе". В конечном счёте для того чтобы покинуть Промежуток и достичь так называемого Верхнего предела каждый раз приходится отдавать часть Цвета, хотя в то же время нужно накопить много Цвета для выхода. Причем время ограничено. Только можно и не самому вырваться из Промежутка, а поделиться с кем-то из его обитателей... но все эти подробности и детали о Тургоре лучше рассматривать отдельно. Отмечу, что концовок у игры получается по-своему "много", что опять на философию пробивает. Главное достижение её механики - воздействие на игрока на таком вот психологическом уровне.

Шестое чувство
Лучшие игровые рейтинги, топы игр - Шестое чувствоШестое чувство
Наш подопечный вдоволь налакался Цвета - все желудки и сердца полны

Шестое чувство
Лучшие игровые рейтинги, топы игр - Шестое чувствоШестое чувство

И в завершение ещё один проект 90-х, который и сейчас бодро смотрится - BattleZone, стратегия от первого лица. Сюжет сдобрен "клюквой": в колонизируемой Солнечной системе воюют СССР и NASA за контроль над добычей ресурсов Луны, спутников Юпитера и другие небесные тела. Игра удачно сочетает привычные обязанности командира: разместить где потребуется постройки, развернуть главный передвижной комплекс, который принимает ресурсы и строит технику, дать команды добытчикам ресурсов. И в то же время стрельба, личное участие в сражениях отсылают нас к экшенам. Даже если нашу технику подорвут, мы можем катапультироваться и пересесть на другую машину. Словом безупречная игра, здорово и ловко соединившая разные жанры.

У игры отличная заставка с графикой не очень сильно навороченной, почти на движке, что неплохо задаёт нужный настрой для игры.






Итак, моя подборка подошла к концу, но надеюсь она всколыхнет воспоминания и мы совместно поделимся личным опытом и знаниями каких-то необычных проектов, которые могут дать свежий, ни на что не похожий опыт игры.

П.С.

Во всех случаях, когда есть обучающий режим очень советую им не пренебрегать. Если такого нет - стоит провести предварительный ликбез перед погружением в необычный концептуальный прооект =)

Спасибо за внимание.

125
Еще в блоге
Интересное на Gamer.ru

12 комментариев к «Шестое чувство — необычное управление в играх»

    Загружается
Чат